Нужны или нет международные водительские права

 


Нужны ли международные права для вождения за границей или достаточно национальных водительских прав.  На  этот вопрос нельзя ответить однозначно.

Есть три группы стран.

1) Страны, которые подписали Венскую конвенцию 1968 года

Текст Конвенции на русском языке

Список стран

Эти страны по конвенции должны признавать национальные водительские удостоверения стран подписантов. Для России это значит, что данные страны должны признавать российские национальные водительские удостоверения. Но есть многочисленные тонкости

2) Страны, которые подписали Женевскую конвенцию 1949 года.

В этих странах водитель должен иметь международные права.

3) Страны, которые не подписывали конвенций.

В этих странах, для вождения нужно сдавать экзамен на права.

Итак, существуют достаточно большой список стран, в которые россияне могут отправляться без международных прав, захватив только национальные права.

Но все не так просто.

Теоретически те страны, которые подписали венскую конвенцию, должны  принимать национальное водительское удостоверение и не требовать международных водительских прав.   
Однако практика с теорией расходится.
Как известно у нас есть два основных вида прав. Одни права выдавались до 2011 года, выглядят они вот так

Водительское удостоверение выданное до 2011 года

Это старое удостоверение не соответствует требованиям дополнения к Венской конвенции от 2006 года. В нем пункты не указаны цифрами и нет штрих кода. Кроме того есть перевод названия на французский язык - однако как раз этот перевод сейчас и не требуется.

Поэтому есть весьма существенные шансы с этим удостоверением попасть в неприятные истории.

Во многих интернет изданиях пишут, что эти права должны принимать до истечения срока их действия. Однако это не так. Должны принимать старые права, которые соответствовали приложению 6. А российские права не соответствовали, так как в них нет нумерации пунктов.

Однозначный совет тем, кто не ищет приключений - делайте международные права, если ваши права старого образца.

Новое водительское удостоверение выданное после 2011 года

Как видите, все строчки пронумерованы - а значит должны быть понятны без перевода всем сотрудникам полиции.

С таким удостоверением вы можете ехать в страны Венской конвенции без международных прав. Это удостоверение соответствует требованиям и Венской конвенции, и приложениям к ней от 2006 года.

Но это опять теория. Практика же показывает, что во многих странах у вас все равно будут требовать международные права. Могут их потребовать, когда будете брать машину напрокат, могут возникнуть сложности при выплате по страховке.

Но в данном случае у вас больше шансов отстоять свою правоту. Перед поездкой стоит уточнить на форумах посвященных нужной вам стране, как обстоят дела с правами. Например, Италия подписала обе конвенции, но в прокатах любят все равно любят требовать международные права.

 

Список стран подписавших Венскую Конвенцию 1968 года

 

Список стран подписавших конвенции тоже не однозначен. В интернете вы найдете много разных, часто противоречащих друг другу списков. Дело в том, что многие страны подписывали конвенции, но их не ратифицировали

Вот картинка из английской Википедии все окрашенные страны должны признавать международные водительские права.

Темно-синим окрашены те, кто подписал конвенцию 49 года, а светло-голубым, страны, не подписывавшие конвенцию 49 года, но подписавшие конвенцию 68 года. В этой карте много ошибок. Бразилия подписала конвенцию 68 года, Монголия тоже. Верно обозначен Китай, который признает только права, полученные в Китае

 

страны признающие международные права

А вот список стран подписавших конвенцию 68 года с обратной стороны международных прав, выданных в России

страны, подписавшие конвенцию о дорожном движении 1968 года

Однако и здесь не все так просто, что можно видеть в таблице внизу. Из стран подписантов, страны выделенные желтым, не ратифицировали конвенцию, и поэтому не признают национальные права. Три страны выделенные красным вообще не ратифицировали ни одной конвенции, поэтому могут не признавать и международные права. Но как говорилось ранее, даже те страны, которые подписали и ратифицировали конвенцию 68 года, могут предъявлять дополнительные требования к национальным правам. Чаще всего в таких странах просят заверенный перевод национальных прав. Такое правило, например, существует в Бразилии, Италии.

 

Страны подписали и ратифицировали Женевскую конвенцию 49 года подписали и ратифицировали Венскую конвенцию 68 года
Австрия + +
Азербайджан   +
Албания + +
Армения   +
Багамы   +
Бахрейн   +
Беларусь   +
Бельгия + +
Болгария + +
Босния и Герцеговина   +
Бразилия   +
Ватикан +  
Великобритания +  
Венгрия + +
Венесуэла +  
Гайана   +
Гана +  
Германия   +
Греция + +
Грузия   +
Дания + +
Зимбабве + +
Израиль + +
Индонезия    
Иран   +
Испания +  
Италия + +
Казахстан   +
Кения   +
Киргизия   +
Китай    
Конго противоречивые данные +
Коста-Рика -  
Кот-д'Ивуар + +
Куба + +
Кувейт   +
Латвия   +
Литва   +
Люксембург + +
Македония   +
Марокко + +
Мексика    
Молдова   +
Монако + +
Монголия   +
Нигер + +
Нидерланды + +
Норвегия + +
ОАЭ + +
Пакистан   +
Перу + +
Польша   +
Португалия +  
Республика Корея +  
Россия   +
Румыния + +
Сан-Марино + +
Сейшелы   +
Сенегал + +
Сербия + +
Словакия + +
Словения   +
Таджикистан   +
Таиланд +  
Тунис + +
Туркменистан   +
Узбекистан   +
Украина   +
Уругвай   +
Филиппины + +
Финляндия + +
Франция + +
Хорватия   +
ЦАР + +
Черногория + +
Чехия + +
Чили +  
Швейцария   +
Швеция + +
Эквадор +  
Эстония +  
ЮАР + +

Какие можно сделать выводы.

1) Отправляясь в страну, подписавшую и ратифицировавшею конвенцию 68 года, уточните на форумах, нет ли проблем в этой стране с национальными водительскими удостоверениями, не требуют ли там международных прав или перевода национальных прав. Однозначно делайте международные права, если у вас старое российское удостоверение, выданное до 2011 года.

2) Если страна не подписала и не ратифицировала конвенцию 68 года, уточните, подписана ли у них конвенция 49 года.

Список стран подписавших конвенции 68 и 49 года

Это огромная таблица с сайта ООН, нужно смотреть 7 и 8 столбец.

3) Если страна подписала конвенцию 49 года (и не подписала конвенцию 68 года) - значит, делайте международные права

4) Если страны ничего не подписывали, значит, права могут потребовать делать в этой стране. Что, конечно, не подходит для кратковременных путешествий. И это уже не входит в рамки этой статьи.

Как сделать международные водительские права.

Международные права должны выглядеть вот так:

требования к международным правам по Венской конвенции

Международные права действительны только с национальными правами

Самый большой недостаток международных прав, что их выдают на три года (это требование Конвенции). Значит за срок действия национальных прав вам придется 3-4 раза оформлять международные.

Процедура оформления прав проста. Вам только нужно собрать документы -

 

Собрав все документы, можно пойти в единые центры оформления документов - там вам оформят за час международные права.

Права также оформляют в ГИБДД

Можно также оформить права на сайте Госуслуг.

Не поддавайтесь на интернет рекламу, все права, которые обещают оформить сторонние организации, не имеют статуса международных прав.